Основатель и руководитель
детско-юношеского общественного объединения
«Центр Экологической инициативы»
(ЦЭИ, г.Новосибирск)

Герцвольф Юлия Рафаиловна:

Педагог, биолог, эколог, психолог, экотерапевт, публицист.

Автор более 270 публикаций в различных изданиях, включая электронные СМИ.

Автор 48 книг, брошюр, журналов, методической литературы для детей и взрослых о природе, растениях, животном мире.

Награждена Грамотой Министерства просвещения России за педагогическое мастерство и профессионализм, Золотой медалью во Всероссийском конкурсе: «Мир молодости», за лучший инновационный социально-педагогический проект «Как научить детей любить, изучать и охранять природу».
Темы профессиональных интересов: литотерапия, фитотерапия, дендротерапия, анималотерапия, зоотерапия, иппотерапия, гидротерапия, глинотерапия, спелеоттерапия, трэвэлтерапия, арттерапия, фототерапия.
Профессиональное кредо: экологическое просвещение на благо экологически грамотной и здоровой личности.

О себе:

«За 27 лет моей работы более 5000 когда-то девчонок и мальчишек, а теперь взрослых людей «вылетели», как говорят, «птенцами из гнездышка» нашей организации. Не все, конечно, стали экологами. Но моя задача, в первую очередь, чтобы они стали ЛЮДЬМИ. А экология помогает им в этом.

Имея большой опыт работы, свою миссию вижу в экологическом просвещении как малых, так и взрослых. Буду рада, если мои материалы понравятся читателям.»

Центр экологической инициативы, г.Новосибирск, Россия.

Герцвольф Юлия Рафаиловна из династии известных педагогов г. Новосибирска

  

Педагог дополнительного образования с 35 летним стажем работы.

Биолог, эколог, публицист, практик,  новатор —  с 1988 г. является   основателем и руководителем старейшей в Сибирском регионе детско-юношеской общественной организации «Центр экологической инициативы» г. Новосибирск.

По ее инициативе и   на основании документальных и вещественных фондов ее личной коллекции  был создан уникальный в Сибирском регионе Детский экологический музей.  В 2008 году в рамках 115 годовщины Новосибирска, по предложению мэра города В.Ф. Городецкого была издана «Книга рекордов Новосибирска – Новониколаевка», в которой  Детскому экологическому музею   присвоен статус «Единственный за Уралом».

Юлия Рафаиловна обобщает и передает свой опыт работы через публикации, методические рекомендации, книги, учебно-методические фильмы. Имеет более 270 публикаций в местных, региональных, центральных и зарубежных печатных и электронных изданиях. Выступает по радио и на телевидении. Она ведущая рубрики «Экологическое просвещение» в электронном издании «Интерактивное образование»   Новосибирского  городского  образовательного   сайта.

Такие методические пособия, автором которых она является: книга «Как научить детей любить, защищать и охранять природу»; методические рекомендации «Детский экологический музей и его роль в воспитании патриотизма. Обобщение опыта работы»; книга «Растить патриотов России» (в книге обобщен опыт работы детских объединений Заельцовского р-на г. Новосибирска по патриотическому воспитанию школьников),   брошюра «По страницам Красной книги Российской Федерации», пособие «Тропой природных достопримечательностей»,  брошюра «Экоигротека» и др. получили высокую оценку специалистов и просто читателей  не только нашего города, но и  страны.

Также  за эти годы, вышли в свет  методические брошюры, как: «Шаги по Земле», «Практика экологического просвещения», «22 апреля – День Земли»,  «Как стать экологом», «Дети Земли за охрану природы Сибири», «Изучение состояния малых рек и озер своей местности», «Редкие и исчезающие птицы Новосибирской области», «Как создать детскую экологическую организацию». Кроме того, ею были созданы четыре учебно-методических, автобиографических фильма в помощь людям, работающим по экологическим проблемам: «Дети Земли», «Когда любят Землю», «Слет юных экологов», «Дети Земли за охрану природы Сибири». В 2013г была опубликована  в Интернете в электронном виде книга «Экология для всех».

За активную инновационную профессиональную деятельность, отмечена многими дипломами, грамотами, наградами. В сентябре 2009 года награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. В декабре 2009 года получила Золотую медаль во Всероссийском конкурсе: «Мир молодости», за лучший инновационный социально-педагогический проект «Как научить детей любить, изучать и охранять природу».

Кроме издания методических пособий, публикаций в средствах массовой информации, создания учебно-методических фильмов совместно с детьми она делится своим опытом на всевозможных курсах, семинарах, «круглых столах», конференциях, с учителями, педагогами дополнительного образования, специалистами комитетов по делам молодежи, работниками библиотек, домов культуры и творчества, руководителями детских садов, пришкольных и загородных лагерей, клубов и центров по месту жительства.

В 2000 г.  преподавала на курсах «Экологическая культура и ее воспитание в школе» в г. Москве, которые были организованы МПС. В 2003 г. принимала участие в работе «круглого стола» «Формирование навыков социального взаимодействия в клубном сообществе детей и взрослых», организованном Областным комитетом по делам молодежи г. Новосибирска.

В конце 2003г. года выступала на научно-практической конференции по проблемам патриотического воспитания молодежи, организованной ДТД УМ «Юниор» (г. Новосибирск). В 2004 г. участвовала в работе семинара Центра образования «Магистр» (г. Новосибирск) «Здоровьесберегающие технологии в системе экологического образования школьников».

В феврале 2005 г. принимала участие в подготовке и проведении научно-практической конференции «Поисково-исследовательская работа в музеях образовательных учреждений» (организаторы – НИПКиПРО, ДТД УМ «Юниор», главное управление образования мэрии г. Новосибирска).

В октябре 2006 г.  участвовала в подготовке и проведении районного семинара руководителей школьных музеев Заельцовского р-на г. Новосибирска по теме «Пополнение экспозиций школьных музеев. Формирование электронной базы данных».

В феврале 2007 г. принимала участие в работе 3-й региональной научно-практической конференции «Музей образовательного учреждения как открытая социальная система» (организаторы – департамент образования Новосибирской области, управление общего образования, главное управление образования мэрии г. Новосибирска, НИПКиПРО, ДТД УМ «Юниор»).

С сентября 2003 г. до 2010г. заведовала кафедрой естественных наук в МОУ СОШ № 120. Тема, над которой работает кафедра, «Воспитание экологической культуры личности учащегося и позитивного отношения к здоровому образу жизни». На кафедре проведено 28 заседаний, 2 семинара по темам: «Здоровьесберегающие основы урока», «Требования, нормативы СанПин – 2003–2005 гг. Здоровье педагога».

Работая заведующей кафедрой  естественных наук МОУ СОШ № 120, заведующей методическим объединением руководителей школьных музеев Заельцовского района, председателем городского детского общественного объединения «Центр экологической инициативы», руководителем Детского экологического музея ДО «Центр экологической инициативы», она еще была координатором проекта «Городская экспериментальная  площадка» по теме «Организация экологического воспитания», в рамках которого организовывала работу по экологическому образованию, воспитанию, просвещению учащихся, родителей, педагогов города.

Являясь специалистом по вопросам экологического образования, постоянно проводит консультации для педагогов  школ, кафедр начального обучения по темам: «Организация исследовательской деятельности учащихся младших классов», «Организация экологически ориентированной деятельности учащихся в уголке живой природы», «Как провести урок “Что такое экосистема?”» и др. Оказывает помощь педагогам в подготовке к районной и городской аттестации, по написанию самоанализа и защите квалификационной категории. Дает методические рекомендации педагогам школ, выдвинутым на премию президента по национальным проектам, по подготовке аналитического отчета и подбору необходимых документов.

За годы существования городского детского общественного объединения «Центр экологической инициативы», его работа и деятельность руководителя отмечены:  почетной грамотой Государственного комитета по охране окружающей среды Новосибирской области, дипломом Министерства общего и профессионального образования РФ, дипломами и благодарственным адресом комитета по делам молодежи мэрии г. Новосибирска, благодарственным письмом главного управления народного образования Администрации Новосибирской области, дипломом Департамента кадров и учебных заведений Министерства путей сообщения Российской Федерации, почетной грамотой Управления и Дорпрофсожа Западно-Сибирской железной дороги, свидетельством Центральной станции юных натуралистов и экологов Минобразования России.

На российском слете юных экологов, проходившем в августе 1999 г. в Тверской области на берегу оз. Селигер, команда ребят из ЦЭИ заняла призовые места во всех конкурсах. В 2002 г. за большой личный вклад в реализацию государственной молодежной политики в Новосибирской области  была награждена почетной грамотой комитета по делам молодежи Администрации Новосибирской области. В октябре 2003 г. команда «Центра экологической инициативы» показала хорошие результаты в районном экологическом марафоне.

В 2003 г. по итогам работы ярмарки общественных организаций «Центру экологической инициативы» за большую общественную работу и вклад в развитие социального партнерства на территории Новосибирской области глава Администрации В.А. Толоконский вручил благодарственное письмо. В городском конкурсе «На лучший видеофильм о деятельности музеев» (организаторы – главное управление образования мэрии г. Новосибирска и ДТД УМ «Юниор») фильм о деятельности детского экологического музея МОУ СОШ № 120 был отмечен как лучший и награжден благодарственным письмом.

В областном конкурсе социальных проектов, проводившемся этим комитетом в декабре 2003 г., эколого-просветительский проект «Дети Земли за охрану природы Сибири» стал победителем и награжден грантом. В 2004 г. главой администрации Заельцовского р-на г. Новосибирска П.И. Прокудиным она была награждена почетной грамотой за добросовестный труд по воспитанию подрастающего поколения.

Она автор и победитель  городских, областных Российских и зарубежных грантовых конкурсов. Получила высшую оценку и грантовую поддержку в конкурсах различных уровней. В декабре 2006 г. объединение завершило работу над проектом «Улучшение материально-технической базы детского экологического музея». Средства,  в размере 100 тыс. руб. на осуществление этого проекта были выделены мэром г. Новосибирска В.Ф. Городецким из городского бюджета в рамках программы по улучшению экологического состояния нашего города на 2006–2010 гг.,   благодаря деятельности Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов (председатель М.И. Яцков),  а также управления образования мэрии (начальник управления Г.А. Старцев). В феврале 2007 г. от комитета по делам молодежи мэрии г. Новосибирска  получила грантовую поддержку для выполнения проекта «Зеленая библиотека детского экологического музея ДОО “Центр экологической инициативы”».

В 2010 г. она победитель в конкурсе социально значимых проектов Новосибирской области в Номинации: Проекты, направленные на создание условий для повышения образовательного уровня различных категорий населения за Эколого-просветительский  проект  «Красная книга Новосибирской области – ее должен прочитать каждый».  И др.

Ее проекты: «Развитие навыков исследовательской деятельности у учащихся начальной школы по теме “Мое первое исследование в детском экологическом музее”»;  «Школа – Центр экологического образования»; «Экотерапия как инструмент развития и адаптации детей — инвалидов с заболеванием ДЦП и их родителей» 2010 г.

Номинация — «Движение вперед». Направление:  Инновационные технологии в сфере гражданских инициатив. Проект «Содействие эффективному использованию современных информационно-коммуникационных технологий для решения проблем информационного обеспечения и предоставления возможностей  участия граждан в созидательной деятельности на благо микрорайона, города, страны.  Создание сайта ТОСа «Старгород».

Проект на соискание национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный лучик» «Счастливое детство в новой России».

 «Детский экологический музей как центр эколого-гражданского воспитания детей, подростков, молодежи,  взрослого населения Новосибирской области» 2010г.; «Я выбираю счастливую жизнь, а Вы?» Цель. Экологическое просвещение одаренных детей из детских домов, привлечение через различные формы работы с ними внимания общественности к проблемам экологии; Проект  «Школа Первой Помощи мама +. Обучение навыкам первой доврачебной помощи родителей, воспитателей, педагогов г. Новосибирска». «Дворовая площадка – Центр эколого-патриотического воспитания».

      В настоящее время Ю.Р. работает над проектами:

  • Социальный проект по патриотическому воспитанию «Передать потомкам». В основу проекта взята легендарная личность Адамова О.Е., офи­цера ВМФ СССР и России, капитана I ранга, последнего командира леген­дарной атомной подводной лодки «К-19», кавалера ордена «За службу Родине», чемпиона мира по плаванию в холодной воде. Под его руководством новосибирцы  2013 г. переплыли Берингов пролив и озеро Лох-Несс, а золотых медалей в соревнованиях по аквайс-спорту завоевали больше всех России.
  • «Этот Сайт — как копилка педагогического опыта, мастерства, методик технологий, проектов».
  • «Центр развития и досуга детей дошкольного возраста по организации экологического обучения, воспитания, просвещения».
  • Образовательный проект. «Центр игровых технологий». «Дистанционные интеллектуальные эколого-краеведческие игры для детей и взрослых».

Программы в разработке:

  • «Как научить детей любить, изучать и охранять природу». (Методика преподавания для педагогов, воспитателей детских садов, руководителей детских и молодежных центров, директоров и вожатых лагерей).
  • «Проектно – исследовательская деятельность учащихся в экологическом воспитании». (Что такое проект? Что такое исследовательская работа? Чем проектирование отличается от исследовательской деятельности? В чем особенности экологической проектно-исследовательской работы? Каковы возможности и значение проектно-исследовательской работы в формировании экологической обучающихся и воспитанников? Каковы этапы экологического проектирования? Как правильно выявить и сформулировать проблему? Как правильно сформулировать цели и задачи проектно-исследовательской работы?).
  • «Экология с основами краеведения». (Цель данного курса — повышение уровня  экологической грамотности, формирование системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества).
  • «Экология города и экология человека в городской среде». (Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде — одно из важнейших прав человека).
  • «Теория и методикаэкологического образования дошкольников».
  • «Экологическаятропа как средство экологического образования дошкольников». 
  • «Детский музей Природы начинается с уголка Природы».
  • «Детский экологический музей и его роль в воспитании патриотизма». (Руководители музеев образовательных учреждений, музеев школ, интернатов, детских домов, детских садов, ясель, методисты, специалисты, руководители образовательных учреждений, курирующие музейную работу образовательных учреждений).
  • «Подготовка проектной заявки на грантовый конкурс». (Для того, чтобы подготовить проектную заявку на конкурс грантов, необходимо следовать определенным правилам оформления проекта).
  • «Методика проведения экологических лагерей». 
  • «Экологическийлагерь — одна из наиболее эффективных форм экологического образования».
  • «Как создать детскую экологическую организацию».
  • «Роль детских и молодежных общественных организаций в воспитании подрастающего поколения». Детское движение.
  • «Сайт образовательного учреждения (детский сад, школа, колледж): новые требования и перспективы».
  • «Система экологического дополнительного образования детей: традиции, идеи, новые возможности и перспективы».
  • «Экотерапия». (Что такое счастье? Как научиться жить в гармонии с окружающим миром? Образовательно-реабилитационная программа «Экотерапия» исцеление природой».
  • «Литотерапия – лечение камнями и минералами». 

 Созидая себя — созидать природу

«От первого снега и легкого морозца радостно на душе. Я бреду по одному из молодых микрорайонов Новосибирска. Люди дали ему птичье название — «Снегири». Передо мной пустыри, «китайские стены» домов, строительные свалки и опять пустыри. Здесь редко встретишь деревце, озелененный газон. Перед глазами большие снежные поля пустырей. Оглянулась. Через все поле протянулась тропа, а на ней мой след. Глядя на него, я подумала: «А останется ли след после меня в памяти людей?» Невольно оценивая себя и свои дела, я заглянула в будущее. Как еще нужно нам потрудиться, чтобы что-то оставить после себя в жизни? Нам — это взрослым и ребятам из Новосибирского городского детско-юношеского объединения «Центр экологической инициативы» (ЦЭИ)».

Это выдержка из вступительного слова к читателю в одной из выпущенных Центром брошюр. Брошюра — лишь маленькая крупица того, что было создано детьми и взрослыми за 12 лет существования ЦЭИ. Среди огромного количества дел, акций, программ, осуществленных за эти годы, наиболее важные и значительные: создание детского экологического музея, проведение экскурсий в музее по различным темам («Диалог с природой», «Приди к ней с добром», «В мире камня», «Новосибирск экологический» и др.). Эти экскурсии проводились воспитанниками Центра для школьников и молодежи всего города, а также для иностранных гостей. Так, например, в августе этого года в музее ЦЭИ побывали дети из японского города Саппоро — побратима Новосибирска. Кроме того, юными экологами проводилась широкая агитационная программа в детских садах, школах и лагерях. Дети выпускают свою экологическую страничку «След» в Новосибирской прессе и издают компьютерную подростковую газету «След на тропе». В последнее время было издано несколько методических брошюр и книжек с сочинениями самих ребят. А в апреле 1997 года создан видеофильм «Дети Земли» по проблемам экологического воспитания и образования детей.

«ЦЭИ» более 7 лет является коллективным членом международной экологической организации «Социально-экологический союз», а также сотрудничает с рядом иностранных организаций «Зов тайги»», «Сеть священной земли» и другими, с международным журналом «Network21″, где печатаются и статьи ребят из Центра.

С помощью гранта от американской экологической организации юные новосибирцы были участниками международного обучающего семинара, а по приглашению Варшавского экологического колледжа ребята дважды побывали в городах Польши.

Вообще экспедиционная практика в «ЦЭИ» очень большая. Состоялась экологическая экспедиция на озеро Байкал в заповедник на хребте Хамар-Дабан. «Обская кругосветка» прошла по маршруту Новосибирск — Томск — Сургут — Новосибирск и была посвящена проблемам реки Обь. Материалы исследований были переданы в Федеральный экологический фонд РФ и Новосибирский областной комитет по экологии. В ноябре этого года планируется участие в экологическом симпозиуме в Саратове, где будут представлены 3 научных доклада. А в июне будущего года «ЦЭИ» намеревается организовать региональный слет юных экологов для школьников Западно-Сибирской железной дороги.

Экскурсии, походы, экспедиции, семинары… Это все сейчас. А что же было в самом начале? А в начале был август 1987 года и 9-й Всесоюзный слет пионеров в лагере «Артек», на котором был рассмотрен вопрос об «организации разновозрастных формирований по различным профилям работы «. Ровно через год, в августе 1988 года, в Новосибирске появилось это молодежное объединение. «Родилось все на переходе, — вспоминает Юлия Рафаиловна Герцвольф, один из бессменных руководителей «ЦЭИ», — отсутствие пионерской организации, с одной стороны, и востребованность детьми организации с любой альтернативной «начинкой» — с другой. И тогда, волею судеб, мы встретились с Алексеем Борисовичем Тингусовым ( второй руководитель «ЦЭИ») и нашли ребят по призванию. Из 680 человек на собрании лагеря «Актива» подняли руки только 17 человек. Но эти 17 знали, зачем идут в отряд экологов. Они проучились потом в Центре по 5 лет и, даже, окончив школу, не теряют связь с «ЦЭИ».

Потом были другие дети. Со времени первого набора «из-под крыла» Центра «выпорхнули» около 2,5 тысяч детишек, на сегодняшний день там обучаются более 300 человек. Что привлекает ребят, идущих в эту необычную «школу»?

Только 5% ребят, приходящих к нам, действительно знают, что в перспективе могут стать экологами, — поделилась Юлия Рафаиловна. — Одиночество — вот, что отличает современных детей. Родителям не до них, учителям в общеобразовательной школе — тем более. Они идут к нам в надежде как-то занять себя.

В поисках самореализации, интересного досуга и друзей стекаются в «ЦЭИ» дети со всего города. Желающие получают членство на общем собрании, но перед этим проходят месячный испытательный срок. Здесь они обретают «второй дом», становятся одной большой семьей: старшие ребята учат и помогают младшим, готовят с ними вечерние программы. В основе организации хорошее наследие «пионерии» — самоуправление: Ежедневно выбирается дежурный командир, таким образом, каждый приучается отвечать не только за себя, но и за товарища. Каждый день заканчивается «вечером со свечкой», когда ребята собираются вместе и подводят итоги проделанной работе. «Свечка, она же «волшебная», — говорит вполголоса наша собеседница. — Она не дает ребенку соврать, слукавить. Это наша традиция…Традиционно, у нас нет членского взноса, но есть членский билет, есть эмблема, которую придумали дети 12 лет назад, есть девиз: «Созидая себя — созидать природу», который остался неизменен и с которым «Центр» живет и сегодня.

Еще одна хорошая традиция — «Школа на природе». Это наша давняя и очень интересная программа, которая осуществляется уже на протяжении восьми лет при поддержке различных организаций. Каждое лето в одном и том же месте, на берегу Обского водохранилища, неподалеку от села Боровое, в полевых условиях проводится эта школа с лекциями, играми, практическими заданиями, мастерскими и лабораториями. Это наш полигон, мы имеем возможность год от года вести наблюдения за изменениями, которые там происходят в связи с антропогенным влиянием, а оно в этой зоне велико. По нашим данным, за последние 7 лет из 474 саженцев кедра (посаженных воспитанниками «ЦЭИ») в живых осталось только 164.

В этом году школа проходила не в июне, как обычно, а в августе. Это небо и земля! Мы провели экологическую разведку: даже за один летний сезон скопилось огромное количество бытового мусора. Получается, что невольно дети превращены в мусорщиков. Конечно, слово «экология» они понимают грамотно, но на практике им приходится убирать за взрослыми людьми. Я, как педагог, никак не могу с этим смириться, но вынуждена прививать им и такие навыки. Словами и лекциями этого не осуществить. Дети, научившись на практике, в будущем сами такой грязи не допустят.

Именно поэтому важно экологическое образование. Очень нужно, чтобы в школах сегодня велось экологическое воспитание. Но, прежде всего, нужны хорошие квалифицированные преподаватели (именно экологи), наглядные пособия, интересные учебники. Нужны инструменты для практической деятельности, для полевых исследований, для лабораторий… Мешает отсутствие всякой помощи государства в деле образования и воспитания молодежи. Все, что делается сейчас, делается энтузиастами. Все они «патологически ненормальные». Таких людей я знаю очень много и себя к ним отношу. А еще — информация в наш век дороже денег…

И пока есть у нас эти беспокойные энтузиасты, до тех пор будет жить детско-юношеский «Центр экологической инициативы», а вместе с ним и надежда на наше «зеленое» будущее.

Ольга Жданова,Ольга Шепелева, 2001 год 

СЦПОИ — Сибирский Центр.

Центр экологической инициативы (ЦЭИ) – это детско-юношеская общественная организация, объединяющая на добровольных началах девчонок и мальчишек от 10 до 17 лет из разных учебных заведений города Новосибирска. ЦЭИ был организован в августе 1988 года. За двадцать семь лет работы около трех тысяч ребят приняли участие в мероприятиях Центра.

Одиннадцать лет ЦЭИ является коллективным членом Международного Социально-экологического союза.

Наши основные цели: создание центра практических, творческих, инициативных дел по экологии и охране природы, развитие общественной активности и инициативы, воспитание экологически образованной личности.

В новом городском районе “Снегири” была проведена первая акция. На одном из больших пустырей района ребята посадили 270 саженцев, живы эти деревья и сегодня. Тогда, кроме названия организации, были придуманы эмблема и девиз: “Созидая себя – созидать природу”. Затем последовали акция по спасению озера Спартак в Калининском районе (митинг, сбор подписей и поиск средств для проведения водоохранных мероприятий), операции “Снег-92”, “Аномальные дожди”, “В защиту диких птиц”, началась работа над созданием детского экологического музея…

Постепенно складывались основные формы работы ЦЭИ:

Исследовательская деятельность

В детской лаборатории мониторинга состояния природной среды. Под руководством бывшего воспитанника ЦЭИ, ныне выпускника Новосибирского государственного университета Д.Скоробогатых ребята обучаются простым и доступным методам оценки состояния окружающей среды.

Объектами исследований за эти годы стали воздушная среда, почвы отдельных районов Новосибирска, воды городского озера Спартак, речки Ельцовки-первой, озер Селигер в Тверской области, Самотлор в городе Нижневартовске, Байкал и реки Обь. Так было установлено, что Обь – одна из самых крупных рек Сибири – имеет 4-ый класс загрязнения. Исследования одной из малых рек Новосибирска Ельцовки-первой показали, что вода имеет 5-ый класс загрязнения. Результаты анализов, исследований, рабочие материалы дети оформляют в своего рода научные труды. Они с большим увлечением работают над докладами, рефератами, публикациями.

Только о проблемах водных ресурсов Сибири и проблемах речки Ельцовки ребята написали множество рефератов, проектов, исследований, докладов: “Как спасти речку?”, “Вода, которую мы пьем”, “Проблемы малой речки”, “Обские пляжи хуже сажи”. Авторы многих работ увидели свои материалы на страницах нашей книжки “Шаги по Земле”, изданной Центром экологической инициативы в 1999 году.

Природоохранная деятельность

Регулярно ведется санитарная уборка улиц города, на пришкольных участках высаживаются деревья и кустарники, разбиваются цветники и газоны. Очищаются и укрепляются берега реки Ельцовки. Созданы и охраняются экологические тропы в городском парке, в Нарымском сквере и за городом. Особой заботой окружены животные в зоопарке, обитатели памятника природы Дубовая роща.

Воспитанники ЦЭИ проводят санитарную очистку рощи, изготавливают скворечники и кормушки. В подшефном охотхозяйстве “Кашламский бор” ребята подкармливают диких кабанов, зайцев, лосей. Перед Новым годом патруль юных экологов выходит в лес. В зоомагазинах, где продают рыб, птиц, других животных, ведется разъяснительная работа.

Экологическая пропаганда и просвещение

С 1988 года ведется работа в детском экологическом музее. Большая часть экспонатов создана руками детей, многие раритеты привезены из мест, где проходили маршруты экспедиций ЦЭИ, – с озера Чаны, из пещер Маслянинского района Новосибирской области, с Обского водохранилища, из Прибалтики, Алтая, Сургута, Салехарда, Казахстана и Польши.

Особое место в экспозиции занимает коллекция минералов, сложившаяся из подарков ребят и взрослых (немалую лепту внес доктор геолого-минералогических наук Н.Н.Амшинский). Каких только минералов вы не встретите здесь: родонит, яшма, сердолик, опал, агат, амазонит, чароит, нефрит! Музей продолжает пополняться редкими экспонатами: это африканские улитки ахатины, кубинские тараканы. Внимание посетителей привлекают самые разные разделы экспозиции: “Дом, в котором ты живешь”, “Все меньше окружающей среды”, “Они могли жить”, “Не верю, что звери не говорят”, “Природа и право”, “Человеку – вся земля”, “Кто, если не мы?”

Наши ребята сами проводят экскурсии на темы: “Диалог с природой”, “Приди к ней с добром”, “В мире камня”, “Экологическая обстановка в Новосибирске и Новосибирской области”, “Почем природа?” Музей посещают не только горожане и жители области, но и зарубежные гости. У нас побывали делегации из США, Польши, Филиппин, Японии, Дании, Англии. Для детей и подростков проводятся пешие и автобусные тематические экскурсии по Новосибирску: “Моему городу – 100 лет”, “Новосибирск экологический”, “Природа моего города”, “Новосибирскому зоопарку – 50 лет”.
На базе музея проводились учебные занятия в кружках “Компьютер и экология”, “Экологическая студия”. В музее можно попасть на представление для самых маленьких “Чудо на Оби”.

Агитбригада “Твои питомцы” выступала в детских садах и школах города, областных и районных центрах: Маслянино, Каргате, Чанах. Действовала “Школа экологической азбуки” для детей младшего возраста. На радио и телевидении регулярно выходят экологические программы с участием ЦЭИ: “22 апреля – День Земли”, “5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды”, “Экология, безопасность, жизнь”, “Дни защиты от экологической опасности”.

Воспитанники Центра изучают основы экологической журналистики; наша работа широко освещается в СМИ: газетах “Берегиня”, “Экологический вестник”, “Советская Сибирь”, “Вечерний Новосибирск”, “Молодость Сибири”, “Транссиб”. Одно время мы имели свою страничку “След” в ряде газет Сибири, издавали электронную газету для подростков “След на тропе”.

При поддержке Экологического фонда РФ в 1994 году была издана книжка “Тропой природных достопримечательностей”. В январе 1998 года вышли в свет методические рекомендации ЦЭИ “Экоигротека”, “22 апреля – День Земли”, “Шаги по Земле” и “Практика экологического просвещения”. Опубликованы сборники ЦЭИ для руководителей экологических, туристско-краеведческих объединений “Изучение состояния малых рек и озер своей местности”, “По страницам Красной книги Российской Федерации. Редкие и исчезающие птицы Новосибирской области”, “Дети Земли за охрану природы Сибири”, “Как стать экологом”, “Как создать детскую экологическую организацию”.

Издания ЦЭИ собраны в так называемый “Зеленый пакет” и распространяются бесплатно по всей Сибири.

В апреле 1997 года был создан видеофильм “Дети Земли”, к 10-летию в ЦЭИ сняли новую видеоленту “Когда любят Землю”. Премьера фильма “Дети Земли за охрану природы Сибири” состоялась в марте 2000 года.

Экологический лагерь “Школа на природе”, экспедиции, слеты. Ежегодно в августе на берегу Обского водохранилища неподалеку от села Боровое Новосибирской области открывается “Школа на природе”. Она является частью эколого-оздоровительной программы, над которой ЦЭИ работает 10 лет. Участники экологического лагеря – школьники города и области, наши друзья из клуба СШ №120 “Мой Новосибирск”, детские коллективы из разных городов страны: Томска, Омска, Тюмени, Горно-Алтайска и других. Из далекого города Якутска в “Школу на природе” приезжали ребята из неправительственной организации Общественный экологический центр Республики Саха.

Программа включает работы по расчистке береговой зоны и лесного массива от бытового мусора. Дети занимаются научными исследованиями, изучают жизнь биоценозов разного типа, внутривидовые отношения, последствия антропогенного воздействия.

В “Школе” проводятся занятия в лаборатории мониторинга природной среды, секциях геоботаники, энтомологии, орнитологии, проблем леса. Работают мастерские экологической журналистики, “Природа и фантазия” и др. Проводятся интеллектуально-ролевые игры (к примеру, “Тропой природных достопримечательностей”), старшие разрабатывают игры для младших. В “Школе на природе” ребята ставят спектакли. Одно из самых ярких событий – кукольный спектакль “Петрушкины истории”, посвященный Обскому водохранилищу, лесам Новосибирской области и их обитателям, экологической обстановке в крае, культуре алтайских и сибирских народов.

В 1989 году мы организовали экологическую экспедицию на озеро Байкал в государственный биосферный заповедник на хребте Хамар-Дабан. Возглавил ее тогда приглашенный со своими кружковцами педагог Октябрьского дома творчества Кочуков Андрей Николаевич.

В 1993 году на теплоходе “Мария Ульянова” по маршруту Новосибирск – Томск – Сургут – Новосибирск состоялась региональная детская экологическая экспедиция “Обская кругосветка”, посвященная 5-летию нашей организации. На корабле встретились дети из Тюмени и Томска, Алма-Аты и Горно-Алтайска, Каргата и Новосибирска. Целью путешествия длиной 1665 км было изучение состояния реки Обь. Ребята работали в экологических мастерских и лабораториях, были стажерами, инструкторами и даже помощниками капитана.

Высокую оценку исследованиям детей дали участвовавшие в экспедиции ведущие специалисты государственных природоохранных служб: из Регионального центра мониторинга окружающей среды, областного и городского комитетов по охране природы, областной СЭС, Регионального управления по охране водных ресурсов и др. Взрослых поразили необыкновенная увлеченность, глубокие знания и большая ответственность ребят.

Во время экспедиции ребята побывали во многих городах – Колпашево, Каргасок, Нижневартовск, Сургут. Посетили скважины Нижневартовска и Сургута, взяли пробы из мертвого озера Самотлор и воочию убедились, что от обилия нефти в этом озере действительно нет условий для жизни. Материалы этих исследований были переданы в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и Новосибирский областной комитет по экологии, Западно-Сибирский Центр мониторинга состояния природной среды.

В программе экспедиции были предусмотрены исследовательская деятельность и пропагандистские акции, семинары и круглые столы, а также разнообразные культурные и развлекательные мероприятия. Для нас, организаторов, стало важным то, что ребята обрели друзей и единомышленников не только среди сверстников, но и среди взрослых. Многих до сих пор связывают общие интересы и дела.

В ноябре 2000 года представители Центра участвовали в детской экологической конференции “Юность. Наука. Культура”, которая проходила на станции Красный Кут Приволжской железной дороги. Для работы в секции “Сохраним и приумножим природные богатства Родины” ребята подготовили доклад “Роль юных экологов в изучении экологической обстановки и сохранении природной среды Обского водохранилища”, в секции “Юные экологи – железнодорожному транспорту” была представлена работа “Влияние железной дороги на экосистему города Новосибирска”, на заседании секции “Природа и творческая фантазия” прозвучал доклад “Природа – источник вдохновения”. За активную работу члены ЦЭИ были отмечены дипломами.

В июне 2001 года ЦЭИ стал одним из организаторов Регионального слета юных экологов, который проходил в Заельцовском бору нашего города. Более 60 школьников Алтая, Кузбасса, Омска, Новосибирской области съехались на слет, чтобы провести серьезный разговор о судьбах Природы и Человека.

Международное сотрудничество

В апреле 1994 года, ко Дню Земли, Центром было организовано экологическое турне по маршруту Новосибирск–Брест–Варшава–Новосибирск. Программа предусматривала знакомство с Польшей, состоянием окружающей природной среды, встречи с польскими экологами, представителями природоохранных служб. Во время экскурсий в зоопарки, скверы, окрестности Варшавы мы поразились порядку, чистоте, ухоженности, сохранности природных территорий.

Делегации ЦЭИ ездили в Данию, Израиль, Болгарию, Румынию. К нам приезжали гости из Польши, Дании, США, Филиппин, Японии. В июле 1999 года в музее ЦЭИ состоялась встреча со студентами экологического колледжа г.Петерсхам (штат Мичиган, США), представителями американской неправительственной экологической организации “Сеть Священной Земли”.

В августе 2000 года к нам в гости приехала делегация из г.Саппоро (Япония), побратима Новосибирска. Это были победители конкурса на лучшее знание русского языка, истории и культуры России. Во время визита юные экологи обменялись впечатлениями и почтили память погибших во время ядерной бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.

Работа детско-юношеской общественной организации “Центр экологической инициативы” отмечена: Почетной Грамотой Государственного комитета по охране окружающей среды Новосибирской области, Дипломом Министерства общего и профессионального образования РФ, Дипломами и благодарственным адресом Комитета по делам молодежи мэрии г. Новосибирска, Благодарственным письмом Главного управления народного образования Администрации Новосибирской области, Дипломом департамента кадров и учебных заведений Министерства путей сообщения РФ, Почетной Грамотой Управления и Профсоюзного комитета Западно-Сибирской железной дороги, Свидетельством Центральной станции юных натуралистов и экологов Министерства образования России.

В сентябре 2009 учебного года руководитель ЦЭИ Герцвольф Ю.Р. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В декабре 2009г. члены ЦЭИ вместе со своим руководителем получили Золотую медаль во Всероссийском конкурсе «Мир Молодости» за лучший инновационный социально-педагогический проект «Как научить детей любить, изучать и охранять природу». Организатор конкурса Центр Бизнес-Образования г. Новосибирск.

С самых первых дней и поныне деятельность детей и подростков в ЦЭИ носит общественно-полезный характер и направлена на улучшение окружающей природной среды. Мы понимаем: активность не возникает сама по себе, ребятам, особенно младшего возраста, нужны подсказка “что, зачем и почему” и, конечно, дело, к которому они хотели бы примкнуть наравне со старшими. Важно дать детям направление, указать тропинку, по которой, как в сказке, бежит клубок, зовет за собой, пробуждая инициативу, творческий и научный поиск, вовлекая в непрерывный и не легкий процесс созидания собственной личности и деятельности на благо природы.

Юлия ГЕРЦВОЛЬФ,
председатель городской детской общественной организации
«Центр экологической инициативы»
Новосибирск.

Email — cei50@yandex.ru