Педагогические вопросы социализации детей и молодежи
«Где-то выбрасываются на берег киты-самоубийцы — это нас мало тревожит. Человечество спасает Великие американские озера — нам это чудно. В районы стихийных бедствий мощным потоком со всего света идет гуманитарная помощь — одним это кажется подозрительным, другие разворовывают ее и наживаются. Наш Арал кинулись спасать люди из другого полушария — и чего им всем надо! Мышление в масштабах своей пещеры безмерно унижает современного человека. Дети должны быть лучше нас, и мыслить они должны масштабней и рискованней: ведь именно им выпадает на долю великая миссия спасения Земли, вступления в общечеловеческую цивилизацию».
В.А. Караковский
Сегодня социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.
Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий.
Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.
Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может. Известны случаи, когда дети в раннем возрасте волею судьбы оказывались в условиях дикой природы, где они проходили «школу воспитания» среди животных (волков, обезьян и др.). Когда их находили люди, они убеждались в том, что эти существа были похожи на человека лишь внешне, физическим обликом и отправлением биологических функций. В остальном же они усвоили навыки той животной среды, в которой прошло их «воспитание». Они были лишены социальных качеств, которые присущи людям. В силу этого они не могли выполнять социальных функций, совершать такие акты поведения и деятельности, как трудовые операции, правовые и нравственные поступки, религиозные действия, пользоваться языковыми конструкциями, то есть словами и предложениями.
Дети, выросшие в животной среде, не могли ни мыслить, ни говорить, ни совершать простейшие человеческие действия. Они не умели пользоваться во время еды ложкой, вилкой, ножом, сидеть на стуле, спать на кровати, копать землю лопатой и т.п. Эти дети обладали биологически нормальным телом и мозгом, и, тем не менее, назвать их людьми в полном смысле этого слова было нельзя. Слепоглухонемые от рождения дети, предоставленные сами себе, выше уровня животного состояния также не поднимаются. Они обречены на бессознательное существование во мраке и безмолвии. Посредством же специального воспитания и обучения, вовлечения их в общение с людьми, в общественно полезную деятельность у них формируются человеческие качества, сознание, мышление, речь, способность к творчеству.
Человек формируется, живет и развивается как личность в общении с себе подобными, в сообществе людей. Жизненный опыт, знания, нормы поведения и навыки деятельности он перенимает от других людей. На рубеже тысячелетий ценностный подход к воспитанию и социализации — это путь и преодоления, и преображения России через формирование (воспитание, обучение, развитие) образа человека воспитанного. Экологическое воспитание является важным фактором социализации личности. Осуществлять его необходимо с первых дней жизни ребенка.
От нас, педагогов, в большей степени зависит результат этого процесса. Процесса становление личности. Большой вклад в это дело вносят детские, молодежные общественные формирования.
Формирование патриотизма и гражданского мировоззрения средствами туризма и краеведения
КРАЕВЕД — как первооткрыватель и хранитель памяти
Само по себе краеведение (отведать, знать, изведать, изучать свой край) появилось с возникновением человеческого общества, социума. Человек как социальное существо постоянно находится в поиске. Он изведывал новые тропы, родники, места пребывания животных и произрастания пищевых растений. Тот, кто первым находил лучшее место обитания, вел своих соплеменников за собой. Так, что изначально краевед, не только первооткрыватель, изведывающий, но еще и ведущий. Обладающий знаниями – всегда сильнее других и пользуется всеобщим уважением.
Каждый человек с момента своего рождения познает мир- все, что его окружает: мать с ее теплотой и лаской, заботливостью, детский уголок с игрушками, двор с его обитателями, улицы города, дальние края. И чем больше человек познает окружающий мир, тем сильнее разгорается страсть к последующему познанию.
Если бы первобытный человек не выходил из своей пещеры в поисках пищи, в розысках новых мест, где эта пища находится, он так бы и остался пещерным человеком, довольствующимся случайно оказавшейся рядом пищей. Но человек потому и стал разумным существом, что всегда стремился к познанию сначала близкого, а затем и далекого окружающего мира.
В России с 18 века начинается осознание необходимости обращения знания края на пользу государству. Петр 1 издает указ (1718г.), по которому поощряется поиск древностей. В.Н. Татищев разрабатывает рассылаемую на места краеведческую анкету. М.В. Ломоносов при составлении вопросника для выявления полезных ископаемых призывает привлечь к этому делу детей. Н.И Новиков предлагает включить краеведческий материал в учебный процесс.
Особый период развития краеведения начинается со второй половины Х1Х века, когда существующий раннее термин «отчизноведение» переходит в «родиноведение» затем, уже в 1920 г.г. — в «краеведение». А что такое краеведение без походов, без костров и переправ, без ночлегов и романтических вечеров, встреч с местными жителями.
Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни. Допущенные послабления, а порой отказ от воспитательной работы, привело к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия как долг перед Родиной, честь, любовь к своему народу и своей истории, стали не престижными. Все это накладывает на педагогов огромную ответственность: ведь духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности ребенка, будущего гражданина – патриота своей страны.
Туризм и краеведение традиционно являются эффективным средством воспитания патриотизма, стремления молодежи приносить пользу своей стране.
Краеведение имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Систематическое изучение края, где проживают сами дети, дает им развернутое представление об общих закономерностях развития региона, той или иной исторической эпохи. Современное школьное воспитание, как правило, не дает целостного развития личности ребенка. Оно остается только теоретическим, дети изучают окружающий мир, не выходя из школы. Занятия в кружке по туризму и краеведению способствуют практическому обучению. В этом и заключается актуальность данного направления в нашем современном обществе. Туристический поход, который ставит своей целью не просто отдых, а участие в настоящих исследовательских работах, вызывает в сердцах детей большой интерес. А на этом фоне можно успешно воспитать у детей такие качества, как самостоятельность, привычку к труду, к своей истории, навыки научного исследования.
Понятие «Родина», «Отчизна», в детском возрасте, ассоциируются, как правило, с тем местом, где находится родной дом, школа, т.е. с конкретным поселком, деревней, городом или регионом, где живут сами ребята. Детям, кроме того, свойственно чувство гордости своим краем. Они часто обосновывают свой патриотизм, какими либо сведениями, аргументами о примечательных событиях из своего края. Подобные сведения особенно становятся прочными, если ребята сами участвуют в их сборе.
Туристско–краеведческая деятельность – важная составляющая учебно-воспитательного процесса. Основа этой работы – туристические объединения, кружки, клубы.
Дети приходят в кружок с мечтой о приключениях, о романтике свободного скитания, о приобретении «суверенности» от родителей. Они хотят получать от туризма удовольствие – и надо уважать их желание.
В основе работы кружка туристско-краеведческого профиля лежат практические занятия, проводимые в походе, на природе. Автономные условия существования походной группы, где все построено на самодеятельности и самообслуживании, создает уникальную воспитательную среду. Для туристско-краеведческой деятельности характерен именно такой метод косвенного воздействия (опосредованного воспитания), когда сама ситуация, обстановка является воспитательной средой, стимулирующей выработку необходимых навыков и умений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(автор Ю. Герцвольф)
Первый год обучения.
№ | Наименование темы. | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | |
1 | Введение. | 2 | 2 | ||
2 | Туристические возможности Новосибирской области. | 12 | 6 | 3 | 3 |
3 | Закон об охране природы. Охрана природы НСО. | 10 | 4 | 3 | 3 |
4 | Земля – планета Солнечной системы. | 16 | 6 | 4 | 6 |
5 | Времена года и явления природы. | 20 | 6 | 6 | 8 |
6 | Фенологические наблюдения –один из методов изучения родного края. | 10 | 3 | 4 | 3 |
7 | Ориентирование на местности. | 12 | 4 | 4 | 4 |
8 | Наш край. Экологические проблемы края. | 34 | 14 | 10 | 10 |
9 | Гидрография области. | 16 | 6 | 5 | 5 |
10 | Растительный мир. | 34 | 12 | 12 | 10 |
11 | Многообразие животного мира | 34 | 14 | 10 | 10 |
12 | Организация и проведение туристического похода (экскурсии) | 16 | 10 | 6 | |
Всего | 216 | 87 | 67 | 62 |
Второй год обучения.
№ | Наименование темы. | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | |
1 | Почвы родного карая. Охрана почв. | 18 | 6 | 4 | 8 |
2 | Лес как экосистема. Понятие о биоценозе. | 26 | 10 | 4 | 12 |
3 | Среда и ее факторы. | 24 | 8 | 8 | 8 |
4 | Экосистема города. | 60 | 30 | 10 | 20 |
5 | Природа и человек | 60 | 24 | 16 | 20 |
6 | Подготовка и проведение экскурсии в природу. | 12 | 4 | 8 | |
7 | Научно-практическая конференция (подготовка и проведение). | 16 | 10 | 6 | |
Всего | 216 | 92 | 48 | 76 |
Подробный тематический план
эколого-краеведческого объединения
Внешкольная эколого-краеведческая деятельность учащихся помогает шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, культуры, их взаимосвязь с Природой, историей, историей и культурой всей страны и мира, принять активное участие в природоохранной работе.
Тематический план предусматривает обучение учащихся младших классов, так и учащихся 5-7 классов. Тематический план построен с учетом трех способов связи человека с окружающим миром: углубление и расширение знаний о природных комплексах; определение экологических проблем в отношении человека к окружающей среде обитания для их решения; формирование практических навыков и умений.
Тематический план предусматривает 2 года обучения.
Первый год обучения.
Введение.
Задачи и содержание эколого-краеведческого кружка. Понятие об экологии, краеведении, туризме, природе. Роль человека в природе и использование богатств, природы. Последствия хозяйственной деятельности человека и охрана окружающей среды.
Туристические возможности родного края.
Туризм и его значение. Туристические возможности НСО. Роль туристов в охране памятников истории, культуры, природы края. Краеведческая работа в походах и экскурсиях.
Практические занятия.
Знакомство с картой области. Учебная экскурсия в природу (в заказник, заповедник, лес, парк). Анализ литературы природоведческого характера. Выставка книг о природе.
Закон об охране природы. Охрана природы Новосибирской области.
Закон об охране природы. Охрана природы Новосибирской области. Участие школьников в мероприятиях по охране природы, ее рациональному использованию и защиты ее от загрязнения. Пропаганда природоохранных знаний. Задачи заповедников, заказников, национальных парков. Туризм и охрана природы.
Практические занятия.
Шефство над лесопарками, работа в лесничествах, заповедниках и заказниках. Участие в озеленении улиц города. Уход за растениями и цветниками. Выпуск экологических листовок, плакатов.
Земля – наш дом.
Основные сведения о Земле – нашем доме, одной из планет солнечной системы. Краткая характеристика строения Земли (земная кора, осадочный слой, гранитная оболочка, мантия, ядро), температура, давление. История развития жизни на Земле. Экологический кризис планеты.
Практическая работа.
Экскурсия в планетарий. Экскурсия в краеведческий музей. Изучение экологических проблем планеты. Зарисовка схемы внутреннего строения Земли.
Времена года и явления природы.
Причины сменяемости времен года. Времена года и явления природы, связанные с ним (дождь, снег, град, гром, молния и др.). Изменения в растительном и животном мире. Фенологические наблюдения, их фиксация. Значение ведения наблюдений для человека и народного хозяйства.
Практическая работа.
Экскурсии в природу. Организация фенологических наблюдений и их фиксация (ведение дневника наблюдений). Составление сборников народных примет, пословиц, поговорок, загадок о временах года. Сбор семян ценных пород деревьев и кустарников, заготовка кормов для зверей и птиц.
Примечание: Рекомендуется изучение данной темы в соответствии с наступлением времен года.
Ориентирование на местности.
Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Устройство компаса и пользование им. Ориентирование на местности по карте, компасу, по местным признакам и предметам, по небесным светилам. Нахождение на карте точки своего местопребывания.
Практическая работа.
Изготовление отдельных карточек топографических знаков для проведения игр. Составление схемы маршрута похода, экскурсии. Экскурсия в природу (ориентирование по растениям, муравейникам и т.д.)
Наш край. Экологические проблемы НСО.
Географическое положение НСО, границы, рельеф, климат. Административное деление области. Сведения об истории образовании области. Население края. Природные зоны. Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Наиболее интересные места для проведения экскурсий и походов. Памятные места Новосибирской области. Экологические проблемы НСО и их решение.
Практическая работа.
Работа с картой Новосибирской области. Экскурсии, походы по достопримечательным местам НСО. Ориентирование по рельефу местности. Экскурсия в краеведческий музей. Прогулки в природу (в лес, парк и др.).
Гидрография области.
Значение воды в природе. Круговорот воды в природе. Масштабы потребления воды на планете, в стране, в области. Проблема нехватки пресной воды. Общая характеристика гидрографии области. Реки, озера, болота, родники и особенности их использования в пределах родного края. Закон об охране водных ресурсов. Экологическое состояние гидросферы области. Роль туристов в охране и использовании водных объектов.
Практическая работа.
Составление схемы гидрографии области. Экскурсия на очистные сооружения. Экскурсия на водоем. Анализ состояния воды из различных источников. Участие в конкурсах, акциях, месячниках, посвященных проблемам воды.
Растительный мир Новосибирской области.
Значение растения в природе и жизни человека (общий обзор). Закон об охране растений. Знакомство с растительным миром Новосибирской области. Редкие и исчезающие растения и их охрана. Знакомство с «Красной книгой» растений. Лекарственные растения области и их использование. Ядовитые виды растений края. Грибы съедобные и несъедобные и их использование. Опасности безконтрольного употребления ягод, грибов, трав в туристском походе. Мероприятия по подготовке и во время проведения походов, экскурсий, обеспечивающих охрану природы. Правила организации привалов и ночлегов в природе.
Растения «скорой помощи» в походе и экскурсии в природу. Наиболее известные замечательные участки природы, заповедники, заказники нашего края.
Практическая работа.
Определение растений и их описание. Составление карточек охраняемых растений. Выступление с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсия в природу, ботанический сад. Организация выставки «Сохраним растения края». Работа с картой. Заповедники и заказники области. Игры, викторины, конкурсы, кроссворды о растениях. Шефство над лесопарками, работа в лесничестве.
Животный мир Новосибирской области и его охрана.
Общий обзор животного мира области. Редкие и исчезающие животные НСО. Знакомство с «Красной книгой» животных. Закон об охране животных. Правила поведения туристов в общении с животными. Меры предосторожности на маршруте. Оказание посильной помощи в сохранении и умножении животного мира Новосибирской области.
Практическая работа.
Экскурсия в природу, в зоопарк, в краеведческий музей. Определение наиболее типичных животных по описанию, голосам, по следам жизнедеятельности, визуально, составление описаний, альбомов охраняемых животных. Проведение викторин, конкурсов. Вечер загадок о животных. Фенологические наблюдения за определенными животными. Составление сборника загадок о животных. Ориентирование на местности по поведению животных, насекомых.
Организация и проведение туристских путешествий (экскурсии в природу).
Туристское снаряжение и требование к нему. Укладка рюкзаков. Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов. Работа группы на привале. Типы костров. Оборудование, Гашение костров. Питание в походе, Первая доврачебная помощь. Дисциплина в походе, права и обязанности. Режим дня, требования к нему (умывание, купание, питьевой режим, сушка одежды, уборка мусора). Природоохранная работа в походе. Наблюдение за погодой в походе. Составление прогнозов погоды в походе.
Практическая деятельность.
Разработка маршрута туристского похода. Изучение флоры и фауны маршрута. Составление памятки туриста-эколога. Определение местности по поведению животных, спилу дерева, положению солнца, по растениям и др. Сбор природного материала и его оформление. Изготовление поделок из природного материала. Определения экологического состояния местности. Составление прогноза погоды по местным признакам. Подведение итогов похода. Обработка собранного материала. Подготовка отчета. Творческие работы участников похода. Оформление отчетной выставки. Отчетный сбор.
Второй год обучения.
Почвы родного края.
Понятие о почвах, состав и строение почвы. Развитие почвенного покрова на местности. Способы обработки почвы. Охрана почв от эрозии и загрязнения.
Практическая работа.
Экскурсия в природу. Изучение почвенного разреза. Оценка экологического состояния почв ( по пробам, по видовому произрастанию растений, по обитанию животного мира). Участие в работе по борьбе с оврагами, создание лесополос.
Экосистема леса.
Понятие об экосистемах, биоценозе. Леса родного края. Значение леса (водоохранное водорегулирующее, почвозащитное, климатическое, санитарно-гигиеническое, рекреационное, эстетическое). Лес – экологическая система. Взаимосвязь животных и растений леса. Саморегуляция в биоценозе.
Практическая работа.
Сбор гербария сорных растений. Сбор природного материала и изготовление из него поделок. Оформления сборника загадок и пословиц о лесе и его обитателях. Определение растений по их описанию. Экскурсия в природу, в парк, в лес, ботанический сад. Организация выставки «Сохраним леса края». Выступление с лекциями и беседами о редких и исчезающих растениях родного края. Определение экологического состояния определенного лесного массива по видовому составу растений. Составление альбома с охраняемыми растениями. Работа с картой «Заповедники и заказники НСО».
Среда и ее факторы.
Основные задачи экологии. Понятие о среде. Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Основные биосистемы: организм, популяция, биоценоз, биосфера. Влияние среды на биологические системы. Экологическое состояние биосферы.
Практическая работа.
Изучение приспособляемости к абиотическим факторам у различных организмов, видов, сообществ. Установление реакции сообществ на антропогенные факторы. Влияние туризма. Вычерчивание схем взаимосвязей в биоценозе. Экскурсия в краеведческий музей.
Экосистема города (села).
История образования. Расположение города (села). Население. Улицы, площади и происхождение их названий. Промышленность, транспорт. Исторические и культурные памятники и их охрана. Экологическое состояние города (села). Личный вклад человека (жителя) в сохранении чистоты города и его озеленение.
Природа и человек.
Охрана природы как антропогенный фактор. Понятие об охране природы как деятельности человека. Рациональное природопользование ресурсов края ( водных, минеральных, растительных, животных, почвенных и т. д.) Понятие о положительном и отрицательном влиянии антропогенного фактора. Природные ресурсы края и перспективы их дальнейшего использования. Проблемы управления биосферой.
Практическая работа.
Знакомство с работой заповедника. Экскурсия на промышленное предприятие с целью знакомство с комплексами очистных сооружений. Изучение скорости зарастания костровищ, загрязнения мест массового отдыха, влияние факторов беспокойства на видовой состав зверей и птиц, учет порубок деревьев, разорение гнезд, муравейников. Наблюдение за сменой биоценозов.
Подготовка и проведение экскурсий в природе.
Распределение обязанностей в группе. План подготовки к экскурсии. Мероприятия при подготовке и во время проведения экскурсии, обеспечивающие охрану природы (очистка леса, водоемов от загрязнения, «благоустройство» муравейников (ограждение), посадка растений, борьба с вредителями леса, сада, уход за памятниками на маршруте и т.д.).
Составление перечня растений, животных, обитающих в нашем крае, занесенных в «Красную книгу», растений, запрещенных к сбору.
Практическая работа.
Выбор маршрута экскурсии. Работа с картой. Разработка плана экскурсии. Организация и проведение природоохранных мероприятий. Различные виды соревнований на местности. Выполнение заданий различных общественных природоохранных конкурсов.
Научно-практическая конференция.
Природоохранное законодательство.
Практическая работа.
Оформление выставки по итогам работы объединения ( экологических плакатов, рисунков, фотографий, рефератов, исследований, литературы и др.).
Защита рефератов.