Детский экологический виртуальный музей как дистанционная школа экологического просвещения детей и их родителей.

 * * *

Здравствуйте, дорогие друзья!

Меня зовут Герцвольф Юлия Рафаиловна.Я — основатель и руководитель детско-юношеского общественного объединения «Центр Экологической инициативы» (ЦЭИ, г. Новосибирск), которое создала в 1988 году. Педагог, биолог, эколог, психолог, экотерапевт, публицист.

Я являюсь координатором проекта «Детский экологический виртуальный музей как дистанционная школа экологического просвещения здоровых детей и не очень, а также их родителей» и представляю инициативную группу. 

Мы — дружный коллектив единомышленников, «засучив рукава» с большим энтузиазмом, взялись воплотить в жизнь уникальный проект нашего времени.Это взрослые и дети, проживающие в г. Новосибирске и не только. Каждый в команде выполняет свою важную функцию. Эколог, педагог, психолог, программист, дизайнер, биоэнергетик, художник, журналист, просто мама и бабушка. Дети и подростки — члены детско-юношеского общественного объединения «Центр Экологической инициативы». А еще  специалисты из научных институтов, экологических и природоохранных организаций России и мира. Мы сотрудничаем с государственными природоохранными организациями и местными администрациями всех уровней, депутатами и общественными деятелями.

Наш реальный детский экологический музей просуществовал более 20 лет, но был уничтожен. Тогда и родилось это решение — музей должен возродиться! Все мы пришли к выводу, что восстановить прежний, создав  Детский экологический виртуальный музей, сегодня необходимо! Представляем мы его в виде большого портала с  дистанционной школой экологического просвещения для детей, подростков, молодежи, а также их родителей. И бабушек, и дедушек, и младших братиков, и сестричек. Здоровых и не очень. А также педагогов, организаторов воспитательной работы, классных руководителей, директоров школ. И всех, кто захочет побывать в нашем музее.

Задумывая этот проект, мы и не подозревали, что станем пионерами, первопроходцами в этом деле. А музей будет поправу уникальным. Пересмотрев интернет-ресурсы вдоль и поперек, мы лишь убеждались в  нужности и востребованности такого музея. Но не нашли ничего подобного, схожего с нашими задумками. Представляем Вашему вниманию первую часть нашего глобального проекта. Его продолжение мы планируем запустить здесь осенью 2016 года.

 

* * *

Виртуальный музей (веб-портал-музей) — тип веб-портала, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Портал переводится как ворота, именно ворота в наш Музей. Именно с него любой пользователь сети начнет Интернетную деятельность и потому сделает стартовой страницей веб-браузера.

Это будет интернет-портал, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками,  на которых будут размещаться тематические виртуальные залы, экспозиции, экспонаты, выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов по экологической тематике.

Музей задуман, как отрытый портал, где каждый или любой посетитель сможет внести свою лепту. Предложить интересный  экспонат, фотографии, видеосюжеты,  уникальный рассказ о редком явлении природы, результаты своих исследований, путешествий и т.п. Здесь ВСЁ ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМ – это главный феномен Интернет-музея. Виртуальный музей не просто открыт для всех, он принадлежит всем! Лозунг нашего виртуального музея: «Посторонним вход разрешен!» Каждый практически свободно может использовать любую информацию виртуального музея (картинки, статьи, документы, фото и пр.) и совершенно бесплатно.

Особенностью виртуального музея является также и то, что наш зритель (он же пользователь) посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ним  личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании. Именно в «новой реальности» виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой «новой реальности», здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.

Виртуальный музей будет работать долгие годы, не прерываясь ни на минуту, даже в праздники и выходные, днем и ночью, попасть в него можно из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем у реального. Таким образом, наш виртуальный музей – это созданный нами в сети оригинальный портал, не имеющий своего аналога в реальности.

Модель «открытого» виртуального музея (open virtual museum) предполагает доступ ко всем пластам многогранной деятельности музея, которая определяется его спецификой. В нашем виртуальном музее у пользователя будет возможность не только самостоятельно передвигаться по залам благодаря динамическому оснащению, но и предлагается в режиме реального времени самому выбрать из базы данных заинтересовавшие его экспонаты, экскурсии, методики, и др.

У нашего посетителя будет возможность детально познакомиться с теми экспонатами (из фондов реального музея, который уничтожен). Здесь он сможет прочитать уникальные научно популярные статьи, книги, посмотреть авторские документальные фильмы из архивной фильмотеки. Посетитель нашего виртуального музея  будет иметь возможность детально изучить экспонаты, фотографии, документы, архивные материалы не спеша, в любое  удобное для него время.

Одним из направлений развития музейной деятельности сегодня является разработка виртуальных музеев, оригиналы которых в настоящее время не существуют, или которые ранее существовали, но со временем полностью или частично разрушены или уничтожены. Это наш случай. Это дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам всего наследия. Во многих странах идет работа по созданию базы данных культурного наследия человечества, которая, к примеру, в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном виртуальном культурном центре.

Виртуальный музей предлагает возможность побывать в музее всем, у кого ее нет, а также пережить полученные в нем эмоции еще раз. Благодаря этому способу демонстрации музейных «богатств» посетители теперь смогут следить за обновленной «жизнью» музея и узнать об ожидающих их впечатлениях.  Когда еще вы сможете похвастаться индивидуальной экскурсией по музею, где не нужно ожидать остальных участников экскурсионной группы, а можно смело продвигаться вперед без команд в свободном режиме? Кроме всех преимуществ нашего виртуального музея вы останетесь полностью довольны от экскурсии по  музею и возможно захотите вернуться для повторного посещения, уже вместе с друзьями или родственниками, для того чтобы вновь приобщиться к прекрасному зрелищу. Ведь нехватка свободного времени или отсутствие финансовых возможностей еще не повод, чтобы вы были лишены права увидеть и прочувствовать всю атмосферу чудесных музеев.

Мы задумали эколого-природоохранный профиль музея. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев данного профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования.

Создание нашего виртуального музея во многом будет способствовать социализации детей, подростков, молодежь через организацию музейных экспозиций, которые стимулируют их познавательную активность и повышают эффективность обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.Виртуальные (интерактивные и сетевые) формы значительно расширяет рамки традиционного музея и может представлять собой синтетическую конструкцию, объединяющую “музей – экспозицию”, “музей – мастерскую”, “музей-театр”, “музей – игровое пространство, досуговый центр”, «музей-креативная лаборатория» и,  как в нашем случае музей — дистанционная школа экологического просвещения  здоровых детей и не очень и их родителей.

 

Наш виртуальный экологический музей — это образовательный портал, являющий совместным продуктом проектной и исследовательской деятельности детей и взрослых.

В структуре портала будут представлены следующие содержательные компоненты:  «Музей-Школа», «Экология для всех «, «Полезное», «Статьи»,»Эконовости»,» Методический отдел», «Справочник», «Библиотека», «Наши партнеры», «Путеводитель», «Информация об авторах «,  «Архив».

Основными содержательными компонентами музея являются постоянные экспозиции и временные выставки. Основу для экспозиций музея составляют научно-корректные данные, представленные в отделах. Названия их соответствуют современным положениям экологии как науки, а также содержанию экологического образования: «Техногенное воздействие», «Охрана и безопасность», «Красная книга», «В мире камня», «Разумное потребление», «Информационная экология», «Экология отношений», «Экология человека», «Почем природа», «Но без нас разве будет Земля Землею», «Не верю, что звери не говорят», Царство цветов и растений», «В мире камня» и др.

Каждый отдел представлен залами — «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера», «Биосфера», «Ноосфера». Материалы располагаются в логике: формирование — эволюция — проблемы — мониторинг пути решения проблем. Содержание каждой экспозиции раскрывается на пяти уровнях, условно названных «Я сам», «Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета».

В каждом зале музея будут открыты временные тематические выставки. По истечении срока работы такой выставки все материалы, представленные в ее экспозиции, помещаются в Архив музея.

 Модель экспозиций

Материалы каждой экспозиции залов и каждой временной выставки представлены в четырех основных формах, с учетом особенностей восприятия посетителей различных возрастов и психологических особенностей с целью максимальной включенности посетителей в деятельность на базе экспозиций музея экспонаты, представленные для самостоятельного ознакомления; аудио-сопровождение – аудио экскурсия по теме экспозиции или выставки; видео -материалы, вводящие в тему экспозиции или выставки; интерактивный режим, позволяющие посетителям проявить творческий подход в решении той или иной задачи.

Наши «Виртуальные экскурсии» — это еще один дополнительный способ сделать посещение веб-портала музея выгодно отличающимся от посещения реального музея.  Возможность совершать прогулки по залам музея в виртуальном пространстве по нашим задумкам, будет превращаться в увлекательное путешествие. Круговой панорамный обзор создает иллюзию включения в реальную архитектурную среду. Виртуальное путешествие интригует, рождает желание проверить впечатления в живом общении с музеем, что способствует повышению познавательности посетителя. Так, посетителям будет предложено Игра путешествие «Тропой природных достопримечательностей». Это путешествие по экологической тропе с различными стоянками, организованными в разнообразных биоценозах и экосистемах. Создание интерактивных элементов позволит имитировать передвижение по залам реального музея, что свидетельствует о серьезном развитии технологий разработки виртуальных экспозиций.

Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать – организационно), но все же это музей, т.к. соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен всети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Виртуальный музей позволяет использовать и объединять в проектах различные способы представления информации: тексты, рисунки, фото, аудио, видео, анимацию и т.п., создавая тем самым «новую реальность» самого виртуального музея.

Основная цель создания этого виртуального музея – сохранение историко-культурного наследия, связанного с созданием и развитием информационных ресурсов в Сибири, являющихся важнейшим национальным богатством, а также обеспечение свободного повсеместного доступа к ним с целью повышения общеобразовательного и культурного уровня широких слоев населения.

Виртуальный музей представляет собою компонент виртуального культурно-информационного пространства, расположенного в сети, и позволяет собирать, сосредотачивать и связывать воедино разнородную информацию (текстового, графического, звукового, видео, анимационного и других форматов) по определенной тематике, как правило, не отображенной ни в одном из реально существующих музеев. Таким образом,» виртуальный музей не памятник, а коммуникативный очаг, обеспечивающий открытый доступ каждому человеку к новым территориям знания, опыта, выражения».

 Кроме задач экологического образования воспитания, просвещения, мы ставим и задачи:

  музей — как инструмент развития и адаптации детей инвалидов

— разработка и внедрение технологий, направленных на обучение детей  с ограниченными возможностями и родителей приемам работы и жизнедеятельности посредством экотерапии, развитие творческих способностей и формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

— знакомство детей с ограниченными возможностями и родителей с возможностями разных направлений экотерапии и передача им практических знаний и навыков, которые помогут адаптироваться в сложившейся ситуации, улучшат их психо-физическое состояние, расширят круг интересов и круг общения.

Детям, имеющим ограниченные возможности важно научиться работать в сети Интернет. В данной ситуации Интернет может стать не только средством образования, расширения кругозора, но и средством общения, причем не только с ведущими занятия в дистанционной школе, но и другими детьми, а родители смогут общаться и с другими семьями, имеющими аналогичные проблемы.

Проект предоставит  детям и родителям пройти курсы обучения по программам «Экотерапия», «Литорерапия», «Рисование песком», «Рисование пластилином» совершенно бесплатно. Важно то, что данные программы помогут детям реализовать свои творческие способности, а творчество является важнейшим инструментом развития человека, формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру, а для кого-то, возможно, это станет началом регулярных занятий творчеством. История знает множество примеров, когда люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем, становились знаменитыми писателями, художниками, учеными (например, французский художник Тулуз-Лотрек, русский художник Кустодиев и другие). Проект предполагает интерактивное общение с посетителями музея через игры, конкурсы, викторины, образовательные программы и др.

  Темы занятий дистанционной школы

1. Что такое экология? Введение в экологию. Природа лечит. Экотерапия.

2. Зоотерапия. Иппотерапия как раздел зоотерапии. Полечи меня конь буланый. Пони тоже кони.

3. Как исцеляет песок. Об этом рассказывает псаммотерапия.

4. Как лечит дерево, или деревья-целители. Дендротерапиия расскажет об этом.

5. Как влияют растения на здоровье человека. Лекарственные растения. Фитотерапия.

6. Собака-доктор. О том, как лечат собаки рассказывает Dogтерапия.

7. Что значит фелинотерапия или полечи меня Мурка.

8. Как влияют комнатные растения на здоровье человека и его жилище? Об этом рассказывает фитотерапия.

9. О чем рассказала нефритовая черепаха. Чем полезен янтарь, или пропишите себе янтаротерапию. Как использовать камень в лечебных целях, или самоцветы-целители. Литотерапия.

10. Что такое апитерапия, или чем полезен мед?

Благодаря виртуальному детскому экологическому музею будут созданы условия для экологического образования, воспитания, просвещения подрастающего поколения. Будет осуществлена  эколого-просветительская, природоохранная практико-ориентированная деятельность средствами Интернет технологий и экотерапии. Будет создана система  работы, направленная на формирование ответственности у детей, подростков, молодежи за сохранение биологического разнообразия  места своего проживания — своей малой Родины. Будет обращено внимание взрослых на важность экологического воспитания и образования собственных детей в любом возрасте.

 Немного истории

35 лет тому назад, собрав «подзаборных, никому не нужных детей  у нас в городе Новосибирске, я создала уникальную детскую общественную организации «Центр Экологической инициативы».  Одним из интереснейших проектов которой  был Детский экологический музей — первый и единственный за Уралом. Основой всей экспозиции стала моя личная коллекция минералов, чучел, книг, рыбок, кактусов, декоративных птиц и др.

 

Феноменом того времени и, к удивлению, сегодняшнего дня является организация в Сибири единственного Детского экологического музея, созданного по инициативе и на общественных началах подростками и педагогом Новосибирской детской городской общественной организации.   Все  мероприятия в нем строились на благотворительной, не коммерческой основе.  Существовал он за счет личных пожертвований, грантовой поддержки, спонсорской помощи и моей зарплаты учителя.

 

Экспозиционная площадь Музея составляла 100 кв. метров. Фонды насчитывают более 1000 единиц  хранения. Большая часть экспонатов была изготовлена руками подростков, включая работы по таксодермии, геоботанике, энтомологии, орнитологии.

Многие раритеты  были привезены ими из мест, где проходили маршруты экспедиций детского объединения. Это различные уголки Сибирского региона: пещеры Маслянинского района, Каргатский район. Алтай, Кузбасс, Ханты Мансийск, Салехард, Сургут, Обское водохранилище, озера Байкал и Селигер, Казахстан, Белоруссия, Прибалтика, Польша…

В горах и равнинной местности, в пещерах, таежных лесах и охотхозяйствах, на озерах и реках, в благоустроенных центрах цивилизации и в непроходимых уголках природы отовсюду, по крупицам, экспонат за экспонатом собиралась уникальная экспозиция музея.

 

Вырастали и уходили во взрослую жизнь активисты музея. Но бережно передавались из рук в руки, из уст в уста не только материальные ценности, геологические, археологические находки, гербарные образцы, энтомологические коллекции, но и рассказы, легенды экскурсий, воспоминания о первых создателях музея. Экскурсоводами в Музее работали сами подростки.

Чтобы правильным, доходчивым языком сформулировать основную мысль экскурсии, донести до слушателя подготовленную легенду экскурсии, ребята с удовольствием посещали «Школу юных экскурсоводов», работающую при музее.

Экскурсанты любых поколений от дошколят до всезнающих педагогов, директоров школ, руководителей органов народного образования, родителей с восхищением отмечали умение юных экскурсоводов увлечь аудиторию, донести историю предмета, значимость раздела экспозиции от местных, локальных особенностей до глобальных экологических проблем. А то и грамотно поспорить с любопытными слушателями. Несомненно, навыки, приобретенные здесь, пригодятся ребятам как в учебном процессе в школе, вузах, так во взрослой жизни. Были разработаны тематические программы экскурсии: «Диалог с природой», «Сибирь проблемы экологические», «Приди к ней с добром», «Внимание! Природа», «В мире камня» и другие.

 

Музей периодически пополнялся новыми экспонатами как живыми (птицы, рыбы, моллюски), так и экспонатами неживого природного происхождения, коллекциями лекарственных растений, образцами минералов, природными материалами.

А также фотодокументами о состоянии береговой зоны прибрежного леса, неправильной утилизации мусора, фотоотчетами об экспедициях, походах, практической природоохранной деятельности и другими.

Результаты исследований, анализов, рабочие материалы поездок, экспедиций дети оформляли в виде докладов, рефератов, публикаций. Экспозиция с этими материалами имела особую популярность у экскурсантов. На основе представленных материалов гости музея учились правильно оформлять рефераты, грамотно готовить отчеты, готовиться к экологическим конкурсам.

 

Только о проблемах водных ресурсов Сибири и проблемах малой речки Ельцовки города Новосибирска подростки подготовили множество реферат-проектов, исследований, докладов: «Как спасти речку?», «Вода, которую мы пьем», «Проблемы малой речки», «Обские пляжи хуже сажи», «Роль юных экологов в изучении экологи ческой обстановки и сохранении природной среды Обского водохранилища» …

 

Музей был известен  не только жителям Новосибирска и нашей области, но и многим «зеленым», проживающим в разных уголках России, а также экологам дальнего зарубежья. Из Америки, Дании, Польши, Англии и даже с Филиппин ехали они сюда, переплывая океан, летом и  даже зимой в сибирские морозы, чтобы побывать в нем и познакомиться с его экспонатами и с  создателями  музея.

«Сурова сибирская зима, но не понадобится особо теплой одежды, не нужно преодолевать тысячи километров, переплывать океаны, чтобы опять очутиться в лете. Приходи в экомузей, и ты увидишь, как зацветает лимон, услышишь пение птиц, шум прибоя, журчание звон кого ручейка, разговор деревьев, шелест листвы. Окунуться в этот удивительный мир, помочь ему вы жить, найти с ним общий язык, по вернуться лицом к природе научат тебя здесь. Экомузей всегда рад посетителям» — этими словами заканчивалась каждая экскурсия.

Прошло время, изменилась ситуация в стране, в регионе. 10 лет назад, музей не понравился «плохой» тете (директору школы), на базе которой он размещался последнее время. В одночасье пополнилась школьная помойка экспонатами моего музея.  Пока были силы, боролись мы с ребятами за справедливость. Обращались к депутатам, чиновникам, писали письма даже к В.В. Путину. Но отстоять наш музей не смогли. Тогда я пообещала своим ученикам, что при первой возможности, обязательно создам такой музей для этих детей, для детей этих ребят, для всех детей, кому непременно нужна эта возможность экологического образования, воспитания и просвещения, который  невозможно будет не закрыть, не уничтожить.

И вот теперь, отболев в прямом смысле, пришла идея о виртуальном музее, для детей всех стран и континентов. Исходя из многолетнего опыта работы, этот музей я задумала и как дистанционную школу экологического просвещения для здоровых детей и не очень и их родителей.